mta logo

МОЛОДЕЖНАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ АФИША

     
    

Опера Вайнберга "Идиот"

Поклонники Вайнберга ликуют. Практически сразу после того, как первая опера этого автора «Пассажирка» была отыграна в театре «Новая опера», последняя его опера «Идиот» появилась на сцене Большого театра.

А после прошел международный форум, посвященный творчеству Вайнберга в Государственном институте искусствознания и Большом театре. Еще одна «Пассажирка» въехала в Москву из Екатеринбурга. Эта опера шла во многих американских и европейских городах. «Идиот», выпущенный в Мариинском театре, играют также и в Германии. Можно сказать, что это кросскультурное начинание, оно не локализуется ни на Западе, ни в России. Всем не хватало этого композитора.

Объясняется это, скорее всего, тем, что композиторов второй половины двадцатого века не хватает мировому оперному театру. По этой причине билеты на идиота в большой театр пользуются большим спросом, так как Вайнберг не писал авангард, но при этом своему времени принадлежал. Его произведение могут петь и типовые голоса, воспринимается оно хорошо и самыми обычными людьми. Ханс Вернер Хенце и Бенджамин Бриттен были такими же композиторами, но при этом опер ими написано достаточно много, в театрах они ставятся исправно. Не более восьми опер написано Вайнбергом. Но при этом они имеют определенные преимущества, никакой двусмысленности в темах его произведений нет. Достоевский и Освенцим из «Идиота» и «Пассажирки» - известные везде и общезначимые символы.

«Пассажирка» имеет более оригинальный замысел, но при этом «Идиот» базируется на великой русской литературе, то есть территории весьма освоенной. Колесо прокофьевского «Игрока» бьет по ней особенно. Драматургия схожа, есть моложавая старуха, генерал, вздорная героиня и прозаический текст. Но при этом «Идиот» более длинный. До трех часов сократили его в Москве, поэтому связанности событий могут несколько мешать образовавшиеся швы. Схожее время идет балет баядерка, это считается стандартным. Однако опера по-прежнему содержит много слов, подробно и дословно в ней переданы все диалоги Достоевского. Впрочем, на роман «Идиот» опера все-равно похожа не сильно, это другое сочинение. Лирическая интрига обрамляется философскими смыслами. Для оперного жанра такая трансформация является весьма органичной. Рассуждений меньше чем чувств и в «Евгений Онегин», «Фауст».

Действие в «Идиоте» складывается, как и во всех классических операх, вокруг любовного треугольника. Настасья Филипповна встает в ряд имеющих неоднозначный моральный облик оперных героинь. Общие черты имеет опера пиковая дама, Кармен и некоторые другие произведения. Но при этом у Вайнберга она несколько отличается. Он создал женщину, которая не может органически составить счастье мужчин, которые ее любят, да и сама не может быть счастливой. По этой причине финал является весьма закономерным. Первый убивает героиню ножом, находя при этом искреннее понимание у второго.

Несмотря на то, что список персонажей Достоевского был сокращен, для камерной драмы их по-прежнему остается многовато. «Идиот» более богат интонационно, чем «Пассажирка».