mta logo

МОЛОДЕЖНАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ АФИША

     
    

Эпический театр

Первое упоминание сочетания «эпический театр» прозвучало из уст Э. Пискатора, а вот более широкое распространение этот термин получил во времена Б. Брехта, благодаря его режиссерским работам и теоретическим трудам. Он смог полностью раскрыть термин и придать ему новое интересное значение.

Теория Брехта заключалась в том, что зрителю необходимо донести простые законы развития общежития человечества. Он утверждал, что драма прежних времен, которую он назвал «аристотелевской», превозносила чувства сострадания и жалости к людям. Режиссер делает ставку на то, что у зрителя необходимо вызывать иные чувства и эмоции  - гнев людей против различных поработителей, а так же восхищение этими героями, восставшими против рабства. Поэтому Брехт меняет концепцию привычной для публики драмы, где вызывается чувство сопереживания, а создает совершенно новые принципы режиссуры, которые вызывают у зрителей другие эмоции. Он стремился преподнести театралам такую драму, при просмотре которой у зрителей возникало чувство действенности, удивления с осознанием проблем общества.

Интересным решением для эпического театра стало применение приема «эффект отчуждения», давно известное произведение преподносится зрителю с неожиданными решениями. При создании такого спектакля нарушаются все сценические подлинные иллюзии. Брехту удается развить свою теорию на практике, создавая неожиданные, привлекающие публику, спектакли. В них режиссер фиксирует внимание публики на важных идеях и мыслях автора произведения, разбавляя действие песнями (зонгами), присутствием хора.

Эпический театр требует от актера полной отдачи в пользу общества. Образ должен соответствовать свидетелю в суде, который заинтересован в непременном поиске истины. Это дает возможность исполнителю анализировать со всех сторон поступки и действия обыгрываемого героя и раскрыть мотивы, побуждающие героя поступать именно так, а не иначе Большое значение придается мизансценам, которые отрабатываются до такой степени, что все движения и мимика актеров должны быть идеально отработаны и  обыграны идеально во время спектакля.

Эпический театр, созданный Брехтом, оставил свой значимый след в театральном искусстве. Он станет основой для большинства режиссеров, которые буду использовать его метод не один раз. Придуманные Брехтом теории и практические действия для эпического театра, актуальны и в наше время.