mta logo

МОЛОДЕЖНАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ АФИША

     
    

Известному алтайскому композитору Михаилу Старикову исполнилось 75 лет

vsref34059b90e4c37На прошлой неделе известному алтайскому композитору Михаилу СТАРИКОВУ исполнилось 75 лет. Свой юбилей Михаил Филофьевич отпраздновал в Государственном музее истории литературы, искусства и культуры Алтая.

Музыкальную жизнь города и края трудно представить без произведений Михаила Старикова. Достаточно вспомнить песню «Ветка горного кедра», которая стала чуть ли не гимном туристов – не только алтайских, но и прибывших издалека. Причем вот парадокс: тогда эту песню про «костер запоздалый» и «телецкий прибой» местные путешественники привозили на Алтай издалека, даже не догадываясь, что родилась она здесь, в Барнауле.

Сегодня на счету музыканта, композитора-песенника, театрального композитора – около 200 популярных песен и музыка, написанная более чем к 150 спектаклям (ведь Михаил Стариков без малого 45 лет заведовал музыкальной частью Театра драмы).

В соавторстве с поэтами

Михаил Филофьевич родился в селе Жилино Первомайского района в большой многодетной семье. Мать будущего композитора – Анфиса Степановна - рано овдовела и воспитывала восьмерых детей одна. Михаил Стариков рос ребенком музыкальным, самостоятельно освоил игру на баяне, аккордеоне, фортепиано. Тогда-то он и осознал, что хочет связать свою жизнь с музыкой, и поступил сначала в культпросветшколу, а потом в музучилище, куда будущего композитора взяли без экзаменов, – на этом настоял известный педагог Леонид Калинкин, сразу разглядевший в Старикове талантливого ученика.

Еще учась в училище, Михаил Филофьевич попал на радио (тогда – радиокомитет, будущая ГТРК «Алтай»). Его пригласил легендарный журналист Виктор Серебряный с просьбой написать песню к радиожурналу. В итоге родилась песня «Ну какой без смеха отдых! Всем нам нужен смех как воздух…», которая долгое время звучала из радиоприемников. То были стихи трех поэтов: Владислава Козодоева, Геннадия Панова и Николая Черкасова, впоследствии ставшими друзьями композитора. Затем Михаил Стариков стал брать в соавторы и других поэтов, таких как Геннадий Панов, Владимир Башунов, Леонид Мерзликин, Владимир Казаков, Игорь Пантюхов. Почему в соавторы? Потому что в написанных ими стихотворениях нередко приходилось менять слова ради сохранения песенного строя. Поначалу поэты обижались, а потом соглашались. Вероятно, понимали, что, превратившись в тексты песен, их строчки автоматически переносились в вечность. Одной из таких стала песня, написанная на стихи Елизаветы Бродской, «Сторона моя Сибирь». Кстати, как вспоминает сам Михаил Филофьевич, тогда это был своего рода соцзаказ (правда, неоплачиваемый), поступивший от председателя радиокомитета Николая Юрченко. Сегодня эта песня считается одной из лучших песен о Сибири.

– В разные годы я работал музыкальным редактором и режиссером зарождающегося тогда краевого телевидения. Кстати, именно здесь частично исполнилась моя детская мечта стать журналистом, – вспоминает Михаил Филофьевич. – Был музыкальным руководителем только создававшегося в те годы ансамбля русского танца «Огоньки», много лет проработал в театре, на протяжении десяти лет был бессменным председателем жюри фестиваля «Песни иткульского лета»… Сегодня мне кажется, что из того времени я никуда не делся, до сих пор в нем и живу. Словно я по-прежнему молод, полон сил и творческих планов.

«Музыка Михаила Старикова…»

Понятно, что за столь насыщенную жизнь у Михаила Филофьевича завязалось немало интересных знакомств, многие из которых переросли в дружбу. Верные друзья юбиляра пришли на этот вечер в ГМИЛИКА. Люди, представляющие собой разные творческие и деловые сферы, много рассказали о герое торжества. Напомнили они и что Михаил Стариков всегда был скромным, застенчивым. Впрочем, таким, нелюбящим публичности, остается и сегодня. Таким он был и в своей первой песне «Не обижайся», написанной еще в школьные годы, – и, разумеется, это была песня о любви. Хотя от известности и публичности уйти сложно. Ее принесла уже одна из самых первых песен «Тихо шумит лес у пруда…», посвященная родине. Кстати, сегодня Михаила Старикова можно назвать рекордсменом по числу песен, написанных об Алтае и Сибири. Их названия говорят сами за себя: «Родина моя, Алтай», «Юность Алтая», «Поклон Алтаю», «Село мое», «Алтай – жемчужина Сибири».

– Михаил Филофьевич – человек уникальный, – подчеркнул, поздравляя юбиляра, директор ГМИЛИКА Игорь Коротков. – Сегодня его имя значится в музыкальной энциклопедии Алтайского края, а совсем скоро ему будет посвящена статья и в театральной энциклопедии, которая готовится к изданию. Еще будучи студентом музыкального училища, Михаил Стариков активно сотрудничал с краевыми театрами, писал музыку к спектаклям ТЮЗа (нынешнего МТА), Театра драмы, где долгое время существовал свой оркестр. Затем его музыка звучала в спектаклях и других алтайских театров – Театра кукол, театров Рубцовска, Бийска…

Как вспоминает алтайский музыковед Михаил Стюхин, первый спектакль с музыкой этого композитора «Если в сердце весна» шел в Театре юного зрителя в 1962 году. Первоначально спектакль должен был сопровождаться музыкой известного композитора-песенника Аркадия Островского (автора детской песни «Спят усталые игрушки»), но тот не успевал по срокам. Тогда руководство театра поручило Михаилу Филофьевичу сделать свой вариант музыкального оформления спектакля. В итоге спектакль пошел с музыкой и маститого Островского, и начинающего Старикова. Затем последовали другие театральные работы. В Краевом театре драмы в разные годы шли спектакли с музыкой композитора: «Ночь ошибок» (1968), «Я всегда улыбаюсь» (1974), «Конец» (1975), «Декамерон» (1993) и др. С музыкой Михаила Старикова были поставлены спектакли и в других городах Алтайского края – «Багряный бор» в Бийске, «Свадебное путешествие» в Рубцовске.

– Все, что сделал Михаил Стариков для нашего театра, – неоценимо, - говорит директор Краевого театра драмы Любовь Березина. – Правда, особенность театрального искусства в том, что от спектаклей остаются только афиши и память зрителей. А лично у меня – еще воспоминания молодости, когда на смотрах художественной самодеятельности нередко приходилось объявлять творческие номера: «Музыка Михаила Старикова…». Тогда я и подумать не могла, что когда-нибудь буду поздравлять с юбилеем человека, который так искусно умеет подбирать слова, запомнившиеся на всю жизнь благодаря музыке.

Сегодня Михаил Филофьевич – почетный гость музыкальных фестивалей, участник творческих вечеров (увы, все чаще памяти того или иного алтайского писателя или поэта). Узнать его можно по знаменитой улыбке, которой он одаривает всех, с кем встречается взглядом.