mta logo

МОЛОДЕЖНАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ АФИША

     
    

Народный театр

Поздним вечером в харчевню постучались. «Кто там еще? — недовольно откликнулся хозяин. — Все добрые люди уже спят». «Милый человек, пусти переночевать, — сказали из-за двери, — мы завтра отработаем за ночлег с лихвой». «Да кто вы?»— заинтересовался хозяин. «Бродячие актеры».

Хозяин харчевни оказался сметливым малым и с радостью открыл дверь. Он знал, что если скоморохи — бродячие актеры — покажут в его заведении представление, то посетителей будет предостаточно. А значит, и напитки с едой раскупятся в мгновение ока...

В некоторых странах мира существовал в давние времена народный театр. Там играли талантливые люди, которые нигде не были обучены театральному искусству. В Древней Греции это были мимы, в Европе (преимущественно западной) — жонглеры, шпильманы, а в нашей стране — скоморохи.

В одиночку или малыми группами бродячие актеры перебирались из деревни в деревню, из города в село, разыгрывали представления, на которых, как правило, присутствовало огромное количество народа.

Каждый из актеров выступал не в одной роли, а в нескольких ролях, меняя свой образ при помощи разнообразных масок или гримируя лицо.

В основном представления этого вида театра делали на свежем воздухе (реже — в сарае, харчевне). Поскольку зрителем был простой люд, который и галдел и шутил по ходу действия, исполнители всегда громко разговаривали, активно жестикулировали, постоянно вели разговор со своей публикой и шутили вместе с ними.

Актеры этого театра не учились грамоте, поэтому разучивали свои роли «с голоса» от более опытных исполнителей. Литературная запись пьес отсутствовала. Зачастую, играя представление, бродячие актеры меняли выученный текст, сочиняя по ходу представления отсебятину.

Бродячий актер этого театра умел чуть ли не всё: он и хорошо пел, и прекрасно танцевал, показывал фокусы, хорошо управлялся с дрессированными животными, мог показать подобие кукольного театра.

Со временем среди исполнителей народного театра началось некое дробление на специальности: сперва отделились цирковые артисты, позже — кукольники и прочие.

Народный театр, как таковой, перестал существовать, но без него не было бы ни мистерий, ни фарсов, ни народных героев кукольных театров: в нашей стране — Петрушки, в Англии — Панча, в Италии — Пульчинеллы.

Исчезла и русская народная драма — народные сценические представления, которые рождались из народно-поэтического творчества. А начиналась народная драма из масленичных, святочных, свадебных игрищ.

Хранителями шедевров народной драмы были, конечно же, бродячие актеры — скоморохи.

Народная драма никогда не была одной и той же: она все время изменялась, потому что ее сначала устно передавали из поколения в поколение, а позже пытались записывать. После этих усилий в той или иной народной драме появлялись новшества.

Очень популярна была в XVI—XVII веках народная драма «Лодка» (также она известна как «Шлюпка», «Лодка разбойников»). Сочинили ее крестьяне и казаки. Герои этой драмы напоминали легендарных народных вождей Ермака, Степана Разина и других.

А в XVIII веке популярна была народная драма «О царе Максимилиане и его непокорном сыне Адольфе». Зрители, приходившие посмотреть это произведение театрального искусства, сразу понимали, что речь идет о царе Петре I и его сыне Алексее.

В 1812 году, когда шла Отечественная война, была придумана народная драма «Как француз Москву брал». Стоит ли говорить, что ее с удовольствием пересмотрела не одна тысяча человек.

Народные драмы никогда не «засиживались» на одном месте. Они неудержимо «просачивались» и на Урал, и в Сибирь, если оказывались по душе зрителям.

Народная драма строилась как бы из черной и белой половин — трагедии и фарса.

Сцена, кулисы, декорации в народной драме отсутствовали.