mta logo

МОЛОДЕЖНАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ АФИША

     
    

Крепостной театр

            Крепостной театр возник в середине XVIII века в России и просуществовал до 50-х годов XIX столетия. Его появление ознаменовалось наделением сословия дворян неограниченной властью над крестьянами и их имуществом. Разумеется, никакими поблажками крепостные актеры не пользовались. Они также как и все тяжело работали на усадьбе, а в вечернее время развлекали своих господ. Крестьяне выполняли все требования своего господина и не выражали свободных эмоций. Крепостные актеры могли быть проданы другому помещику, а те, кто провинились, жестко наказывались телесными увечьями. 

         У дворянского сословия существовал городской и усадебный крепостные театры. Городской включал в себя большое количество крестьян. которые с детства обучались театральному мастерству профессиональными артистами. Вместе с профессиональными актерами они выступали на сцене в аккомпанементе с оркестром. Они играли для широкого круга лиц. Усадебный крепостной театр носил более замкнутый характер и предназначался для потехи хозяина усадьбы.

         На первых порах, крепостные театры развлекали небольшой круг лиц, сформированных из членов семьи помещика и его друзей. Но в дальнейшем, по мере развития крепостного театрального представления, такие театры приобретают массовый характер с большим количеством зрителей и несли коммерческую выгоду дворянину. Долговечность жизни крепостного театра определялась количеством публики, заинтересованной в театральном выступлении. К примеру, высокой популярностью пользовались крепостные театры помещиков: Есипова, который располагался в крупнейшем торговом и культурном центре Поволжья – в Казани; князя Шаховского в Нижнем Новгороде. Расположение крепостных театров вблизи ярмарок, посещающих большое количество людей, способствовало процветанию самого театра. Особой популярности в крепостное время приобрел театр графа Каменского. По описанию историков, граф сам продавал билеты зрителям и пристально следил за игрой крепостных актеров, которых он жестко наказывал ударами плеткой между актами пьес.

         Существование крепостных театров прекратилось с отменой крепостного права в 1861 году. Ценой тяжелого труда крепостных крестьян сформировалась основа для развития провинциальных сцен по территории современной России, Украины, Белоруссии со становлением театрального искусства и закладыванием в нем демократических ценностей.