mta logo

МОЛОДЕЖНАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ АФИША

     
    

«Кто в российском поле сам — а также ложбинка, а также лем`ех…» - 1

«Кто в российском поле сам — а также ложбинка, а также лем`ех…» - 1

26 марта с. г. исполнится 20 лет со дня катастрофической кончины Станислава Косенкова (1941-1993), заслуженного художника РСФСР, известного видеографика, чьи работы хранятся во почти всех музеях страны а также решетка, начиная с Третьяковки. В Белгороде, на отчизне художника, сейчас работает музей-мастерская его имени, посередке городка поставлен монумент художнику, с любовью а также надоевшей болью несшему в собственном сердечко эти меловые разломы Белогорья, которое сейчас именуют часто Святым. Это зачастую правильно, ежели учитывать, что Белгородчина осеняема небесным заступничеством святителя Иоасафа Белгородского, чьи честные кожа да кости сначала 1990-х возвращены в Белгород а также покоятся в кафедральном Преображенском храме. Не забываем а также про то, что Белгород, «город главного салюта» вкупе с Соколом, оказался на разломе Пламенной дуги, в каком месте 70 годов назад прошла ужасная бой. В этот день в музее-мастерской Косенкова раскрывается выставка его работ «Борозда памяти». Этак именуется одна из гравюр Косенкова (цикла «Прохоровское поле»). Неслучайно 2 мая 2009 г. в Прохоровке Патриарху Столичному а также всея Руси Кириллу митрополит Белгородский а также Старооскольский Иоанн преподнес конкретно данную работу С. Косенкова. Косенков ведь а также родился в селе Рождественка, недалеко от Прохоровки а также села Великолепное, в каком месте а также состоялось 12 июля 1943 г. наиболее большое танковое схватка в летописи человечества. Косенков родился за 2 года по этой боя, в октябре 1941-го, только к моменту рождения Станислава его мама, юная сельская преподавательница Ефросинья Ивановна, получила оповещение, что ее муж Степан Косенков исчез без новости. Станислав Косенков — из поколения послевоенной безотцовщины, из детворы, которую Л. Аннинский, увидавший одну из огромных гравюр Косенкова к книжке поэта-воронежца А. Прасолова, именовал русскими послевоенными столпниками. Как отдельно, желая вот и все совместно, стоят эти детки на пеньках, вглядыва¬ясь в нескончаемую глазом не окинуть пор в ожидании отцов, которые никак не вернут¬ся теснее никогда! Отседова а также неизбывная художественность Косенкова: мгла (небытие) затевает а также запирает круг как некоторая повальная субстанция: из черноты появляются а также во тьму ухо¬дят явленные нам образы. «Упрямо в мир уходят травки из темного небытия», — произнес А. Прасолов. Тягостное послевоенное время явилось духовным Отечеством для Косенкова. Однако он был провиденциально призван к художническому ремеслу а также стал одним из больших российских мастеров, что, непременно, значит а также «русским мыслителем». По другому в Рф никак не посещает. Историк Ключевский был прав, сказав, что в Рф центр располагаться на периферии. Вариант Косенкова — убедительное подтверждение такого, что для духовности а также движения идеи никак не есть периферии. Не забываем картину М. Нестерова «На Руси» (2-ое ее заглавие «Душа народа»), в каком месте — навстречу Христу — идут фаворитные люди Руси: равноапостольные а также благоверные князья, святые старцы, писатели, мыслители, простолюдины, юродивые. Уверен, что пространство С. Косенкова — в этих рядах, вкупе с Н. Рубцовым, Г. Свиридовым, В. Гаврилиным, В. Клыковым, В. Беловым, так как конкретно они а также являются выразителями российского духа. Это село — в рядах воителей за российское ремесло, другими словами за веру Христову, — было у Станислава Косенкова а также на земле, а также, уверен, остается на небесах. Этак случается у невоцерковленных людей. В этот разряд я безо каждых колебаний добавлю а также курского прозаика Е. Носова, к рассказу которого «Красное винцо Победы» Косенков сделал великий цикл цветных линогравюр. Это был его конек, бардовский манера — цветная линогравюра, в какой с ним, крайним из могикан, пожалуй, никто никак не мог сравниться. Гениальный офортист, академик Станислав Никиреев увидел: «Работы Косенкова — это большое творчество огромного российского художника, они заполнены по краев чувствами неспокойными, рожденными от печальной реальности. Работам его село в музеях, галереях… Это творенья художника, кой в жизни собственной ни на один сантиметр никак не сошел с пути серьезной работы в сторону». Косенков — остается. В станковой графике — это огромные сообразно размеру а также сообразно численности листов циклы «Детство», «Стога», «Прохоровское поле», «Память», «Житие никак не одной бабы», работы сообразно мотивам пронзительной послевоенной черноземной повести Е. Дубровина «В ожидании козы». Истина о нашей Большой борьбе, о драме ребяческого послевоенного бытия оставалась бы зачастую недоназванной, недопроявленной, однако сейчас, благодаря Косенкову, сейчас а также завтра, постоянно присутствует этот изумительно четкий а также великолепно глубочайший образ белобрысого мальчугана с запрокинутой за голову рукою. Русскость Косенкова содержалась к тому же в «серьезе», в той самой глубине, с которой он всматривался духовным взглядом в находящийся вокруг а также врождённый, священный мир. Косенков постоянно потрясающ тем, что никак не однополярен, никак не односторонен. Чудом в нем вместе уживается, соединяется, на первый взгляд, несоединимое: высочайший накал, экспрессия, с одной стороны, а также неэкзальтированность, классическая выдержанность, храбрый консерватизм, с иной. Ведь соблюдение традиции — мужество. Новаторство содержатся никак не в том, чтобы выжать из тюбика краску на голик а также уделать на холсте какой-либо фокус-покус. Настоящее новаторство — в том настоящем шаге, в том, может быть, наименьшем духовном приращении, которое приближает нас к правде. Потому Косенков постоянно нов а также нескучен. Он постоянно во главе — претворявший всевозможные инновационные приемы а также техники в духовное действие. У меня хранится лист мелованной бумаги, рабочий черновик, кой Косенков намеревался выслать в мусорное ведро, а я перехватил. На нем а также карандашные записки о грядущих выставках, а также чьи-то гостиница телефонов, а также перьевой рисунок портрета Пушкина, а на обороте — большими знаками — выписано косенковской рукою из Евангелия: «Истинно, подлинно говорю вам: ежели пшеничное семя, падши в землю, никак не умрет, то остается одно, а что если умрет, то доставит немало фрукта (Иоанн, ХII, 24)». Вдруг же — неглубоко карандашом: «Я издавна готовил себя к этому». Косенкова отсутствует на земле, только Белгород пытается сдерживать Косенкова как большую важность в собственном духовном поле — для собственной целостности, осмысленности, значительности а также для предъявления миру. Косенкова не забывает а также сосед-Харьков, в каком месте он служил рядовым в академии им. Говорова а также сразу обучался. Косенкова помнят Столица, Питер а также почти все российские городка правда 3 10-ка музеев решетка, в каком месте хранятся его работы. А также стоя у монумента Косенкову в Белгороде, сделанного любящими руками его преданного а также профессионального воспитанника А. Шишкова, коллеги В. Клыкова, мы осознаем, в котором едином сонме, неразрывном духовном поле, именуемом Российский Мiр, располагаться а также крепость Рф, а также ее цивилизация. На соседних улицах — стоят фигуры равноапостольного князя Владимира Крестителя, святителей Иоасафа Белгородского а также Макария Булгакова, артиста М. Щепкина, юного танкиста-освободителя А. Попова. Это понимание а также сейчас дозволяет полагаться, что все не очень а также нехорошо. Что российская реальность, хотя и потеснена сейчас а также либеральной западной злостью а также внутренним одичанием, может быть, никак не совсем трагична, как казалось, к примеру, Косенкову в год его кончины. Сейчас нам, видящим пробивающиеся — как будто через бетон — зачатки отчей веры а также государственной памяти, может появиться, что тот черный крах, в кой тогда упала Наша родина, никак не стал необратимым. Даже ежели все еще актуальна мысль Достоевского (из «Дневника писателя» 1887 г.) про то, что «в этом беспорядке, в каком издавна теснее, только сейчас в особенности, присутствует социальная жизнь... невозможно найти еще обычного закона а также управляющей нити даже, быть может, а также шекспировских размеров художнику...» Мысль эта, как сейчас зрим, — всеобща. А также покуда чрезвычайно актуальна не столько для Рф, только а также для только современного решетка, в кой, как веровал Федор Михайлович, Рф предначертано «внести улаживание... а также, быть может, произносить конечное словечко большой, общей согласии, братского конечного согласия всех племен сообразно Христову евангельскому закону». Кстати, конкретно с Достоевского а также начался Косенков как художник, так как 1-ые работы (6 листов а также 6 заставок) к роману «Преступление а также наказание» он сделал в 1969 г., 28-летним выпускником Харьковского художественно-промышленного ВУЗа (сейчас академия дизайна), тогда теснее — педагогом худграфа Орловского пединститута. Линогравюры были вырезаны сообразно заказу Центрально-Черноземного книжного издательства (Воронеж), получили международное признание, дважды в 1970-х, в Брно а также Лейпциге, удостоены Золотых медалей на биеннале книжной графики а также позже разрослись в неостановимый превосходный цикл, потом пополнявшийся сериями иллюстраций к «Бедным людям», «Игроку», «Двойнику», книжкам А также. Волгина о Достоевском. Типичными черными житийными дощечками стали превосходные работы Косенкова к великому тому Н. Лескова, призами книжных выставок были отмечены его «Руслан а также Людмила» (128 цветных разворотов, 3 года работы!), черно-белые карандашные листы к подарочному тому А. Прасолова, подарочное издание рассказа Е. Носова, почти все остальные книжки. У нас, недалеко знавших Косенкова, еще сохранилась память ладоней от его рукопожатий. Для нас он, дольний а также богопротивный человек, стал приятелем, собеседником, духовным окормителем. К слову заявить, Косенков был организатором Пушкинского сообщества а также Пушкинской библиотеки в Белгороде, на сломе эпох был сопредседателем Всероссийского Пушкинского сообщества вкупе с Лихачевым, Окуджавой, Битовым, Аникушиным. А также в бронзовой ипостаси, а также в музейных собраниях, нечто вроде книжек придет к новоиспеченым поколениям художник Станислав Косенков а также несомненно поможет объединить в душах белгородцев маленькую отчизну — с Вечностью. Именно это имеется проращивание памятных духовных зернышек. Именно это имеется непресечение российской традиции наделения близких Красивым, а Краса, как не стоит забрасывать, имеется одна из Господних ипостасей. Монумент На 70-летие со дня рождения С. С. Косенкова Се, в бронзе застыл ты, провидец Косенков, в прозябшем свитерке на улице Попова — Рождественки росток, остудою секом, — на ход дольний отсель смотреть постоянно а также опять. Сообразно левую — рынок, сообразно правую — храм, завязаны узлом внутренне иль свет, иль темь их. Однако российский только тому понятен беседа, кто в российском поле сам — а также ложбинка, а также лем`ех. Недостает, целый никак не погиб ты! Произнесли: стань а также славь, а также ты взошел на столп — всецелая заслуга — возвышен на века, как орден, Станислав, около Пламенной дуги, на грудь у Белоснежна града. Пусть бражники нальют тому, кто недобрал, пусть слабенькие, опасаясь, забудутся в кровати. А столпнику — защищать. Предтечею добросердечна. А также прислушиваться в звук свиридовской вьюги.