mta logo

МОЛОДЕЖНАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ АФИША

     
    

Набат - 1

Набат - 1

Приступить позволительно бы а также с литавров: наибольший реформатор музыки, оперы, сцены, музыкальной драмы; верхушка германского исторического романтизма а также его искрометный мифотворец; первая ласточка а также родоначальник почти всех ярких «измов» в художестве ХХ века - от магического символизма по атональной музыки а также экспрессионизма. Только это всё когда-то очень суммарно а также отвлечённо. Велеречивее, как постоянно, хозяйка жизнь, её нескончаемая переливчатая забава с мнениями а также именами. Вот соответственный промельк недаром ведь что-то удерживающей в себе памяти: как один из старейшин ИМЛИ пытал на моих очах Аверинцева, недавно принятого в штат научных служащих. «Как же это вы, Сергей Сергеевич, таковой архаист, спец а также почитатель Вячеслава Иванова, сможете интересоваться ещё а также Мариной Цветаевой? Неувязочка, батюшка, никак не обретайте?» А также как грядущий мэтр с оправдывающеюся ухмылкой а также протяжным собственным блеянием в отчет: «А я, понимаете ли, обожаю Вагнера…» Здесь сходу две характерности. Во-1-х, Вагнер как эталон, крапинка отсчёта. Только натужно пафосного а также диссонансного в художестве («Пела, как стрелы, а также как морены, а также целой стеной матрасной никак не мог мир приостановить меня…» – Цветаева). Знак только такого, что «на разрыв аорты». Что позже заполонило панораму эстетических эскапад возлюбившего крайности XX века. А также, во-2-х, некая необязательная, однако в то же время понятная, природная надобность за влюбленность к Вагнеру – просить прощения. Этот же умница Вячеслав Иванов превосходнее иных разъяснил, в чём здесь ремесло. Его бакинский ученик-собеседник (а также сообразно совместительству Эккерман) Моисей Альтман записал за ним: «Вагнер, как все праздничные, в особенности быть может юмористичен («Вот стоит Вагнер, он стоит, как колонна», – строчит с юмором Ницше): ведь а также музыка Вагнера вызывает либо восхищение, либо хохот. От большого по забавного шаг, от праздничного по забавного ещё не в такой мере, часто ни шага». Правда, Рихард Вагнер вздёрнул художество (синтетическое, чаще всего говорить, другими словами сходу а также музыкальное а также театральное) на котурны. А всё, что присутствует на котурнах, почти всех позывает оттуда отдать. Хоть какому щелкопёру а также пустомеле постоянно охото на что-нибудь большое помочиться – этак в собственной «дионисийской» стилю оберегал Вагнера от культур-журналистов собственного медли этот же Ницше, покуда ему, «Небожителю», поклонялся. Чтобы лет через 10, разочаровавшись, присоединиться к пошлому стаду поэтому облегчающихся а также уж тогда ни в чём себя никак не теснить. Этак именно это было постоянно а также остаётся по наших дней: восхищение а также омерзенье делят публику Вагнера, как широченная оркестровая яма в его именном Байройтском театре. «Абсолютная верхушка искусства» (Шарль Бодлер) – либо «шут гороховый» (Лев Великий писатель земли русской). В 1817 году, когда дрезденскому мальчугану Рихарду Вагнеру было четыре года, патриотически настроенные германские студенты устроили факельное шествие-восхождение на гору Вартбург, нависшую над недальним городком Эйзенахом, отчизной Баха. Вслед за тем, в замке, перед кровом непорочный Елизаветы Тюрингенской (внучки, кстати, Владимира Мономаха) сбирались прежде их отдалёкие пращуры – миннезингеры, рыцари, барды. Новалис а также остальные романтики из поколения отцов Вагнера их воспели. Студенты-корпоранты, клявшиеся на несчастье стать восстановленью былинной славы родины, всколыхнули сонную обывательскую зыбь, униженную Наполеоном. «Германия превыше только!» – трубным гласом зазвучали слова новоиспеченого гимна, написанного недавно местным пиитом Фаллерслебеном. Одних эта бравурность покоробила а также испугала, остальных вдохновила а также опалила шиллеровским огнём. Автор Рихард Вагнер оказался не столько посреди этих крайних, на всю жизнь опалённых, однако а также стал в конце концов знаменем этого движения. Таковым, которое попытаются со порой приподнять (а также тем обесчестить) а также несчастные наци в авангарде с Гитлером. Громо­гласие, героика, пафос, необычный раскат водопадистых ритмов – всё именно это этак заискивало ушам фюрера. А здесь ещё доброхоты прожужжали ему эти наиболее уши россказнями об антисемитизме Вагнера; ну как было никак не вознести его в чаемую Валгаллу германского духа. Таким пантеоном стал в годы Третьего рейха оперный театр, отгроханный сообразно плану Вагнера в Байройте – для постановки превосходных оперных действ самого маэстро (в декорациях Павла Васильевича Жуковского, кстати, отпрыска известного российского стихотворца). Истина, вникнув, Гитлер нашёл антисемитизм Вагнера очень «амбивалентным» а также никогда о нём никак не упоминал. Это приблизительно как у нашего Розанова – чтобы уж обращаться русских параллелей – у которого «любит-не любит» постоянно сбиты набекрень, спутаны-перепутаны. Все-таки в Израиле сейчас Вагнер запрещён, а другие постмодернисты а также в самой Германии в постановках собственных этак а также норовят явить его героев в эсэсовской униформе, обнаружить, этак заявить, сущность, изобличить опасного мессию пред всем честным миром. Гляди недавнюю скандальную постановку «Тангейзера» в Дюссельдорфе. В схожих фальшивках сейчас принято из обожаемых вагнеровских имён Зигмунд, Зиглинда, Зигфрид ложить вроде как само собой набивающееся «зиг хайль». Цивилизованный ура-патриотизм – вещица необходимейшая, однако а также тончайшая. Чуть пережми – а также получишь карикатуру. Но несмотря на все вышесказанное отсутствует, пожалуй, и поболее превосходной задачки – возвращать мысль цивилизации к своим истокам, к родным корням-мифам… Все одно, однако одному Вагнеру в этом деле получилось более, чем цельному сонму одарённых поэтов-романтиков. Одна его тетралогия о нибелунгах чего стоит! А ведь были ещё «Лоэнгрин», «Майстерзингеры», «Тангейзер», «Тристан а также Изольда»… При всем этом Вагнер никак не находил либреттистов, всё делал сам. Проводил кропотливые историко-филологические изучения, слагал поэмы, из каких росли позже именитые песни а также хоры. Алексей Лосев в труде «Философский комментарий к драмам Вагнера» («Перед величием а также вселенской Революцией его гаснут ничтожные человеческие делишки, построенные на злобе а также зависти») приводит в своем переводе пространные кусочки из этих поэм. Намекая, что а также наши литературоведы, но не лишь музыковеды ещё никак не принимались толком за такую глыбу, как наследие Вагнера. Желая глоссолалия таковых творцов-экспериментаторов, как «запускавший в небеса ананасом» Андрей Белоснежный либо Велимир Хлебников с его «бобеоби напевали губы», как будто напрямую рождены словотворчеством кипучего немца («эйя, эйя, лала, лала» а также т.п.). Вообщем Вагнер в российской культуре – содержание особенная а также со своей точки зрения благодатная. Ясно, что без него, без его могучих действий на мелодический мир всей Европы никак не случились бы у нас в совершенной мерке ни Мусоргский, ни в особенности Скрябин. А также «Князь Игорь» Бородина, а также «Сказание о граде Китеже» Римского-Корсакова разве никак не разговор с этим же Вагнером? А мечты а также планы российских символистов о масштабных мистериях грядущего («Там, у Вагнера – песнь о нашем будущем, когда снова небо соединится с землёй, а боги а также люди будут свободно разгуливать – 1-ые сообразно земле, 2-ые – сообразно небу» – Андрей Белоснежный) навеяны, вероятно, также Вагнером. Вагнер – набат, от которого тяжело спрятаться, любимый сейчас гламур, по крайней мере, никак не укроет. Бездействие никак не выручилёт. А ведь в нём, настоянном на сладкоголосом убаюкивающем созерцании наш погибельный нескончаемый обольщение. «А может наилучшая потеха перстом Себастиана Баха органного никак не коснуться эха?» – вопрошала вагнерианка Жанна Цветаева. Только ведь именно это к нам, моцартианцам, обращённый вызов-вопрос.