mta logo

МОЛОДЕЖНАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ АФИША

     
    

«В столице обязан существовать монумент Шостаковичу» - 1

«В столице обязан существовать монумент Шостаковичу» - 1

В Великом зале Столичной консерватории прошли концерты, в каких прозвучали новейшие творенья митрополита Илариона (Алфеева) - кондетта на тему BACH для струнного квартета а также оркестра а также цикл «Песни о смерти» на вирши Гарсия Лорки. Наш беседа с богословом а также композитором в преддверии Интернационального дня поэзии начался с их...

– Отчего немало годов назад вы – когда совершенно юноша – задумались о погибели, прониклись поэзией Лорки, темой Испании? – Меж российской а также испанской культурами теснее в XIX веке обнаружилось некоторое тайное родство. Главным, кто серьёзно заинтересовался испанской музыкой, был Глинка; он заложил всю композиторскую традицию XIX века. А далее почти все большие российские композиторы в той либо другой ступени шли сообразно его стопам: а также это, конечно, Римский-Корсаков а также Чайковский… Сам Гарсиÿ Лорка в одной из собственных лекций говорит о связи меж российской музыкой а также испанской культурой. В 70-е годы XX века Дмитрий Шостакович одно из самых глубочайших а также катастрофических собственных сочинений – Четырнадцатую симфонию – начал с 2-ух стихотворений Гарсия Лорки. Пара они приурочены к теме погибели, у Лорки эта содержание – главная, содержание номер один. – Как вы познакомились с творчеством стихотворца? – Когда я обучался в школе, почти все увлекались поэзией Лорки. Огромную известность тогда получила его потрясающе изданная книжка «Лирика»: большая часть стихов были предоставлены в переводе восхитительного специалиста испанской поэзии Анатолия Гелескула. А мне совместно с матерью удалось познакомиться с самим поэтом-переводчиком. Не забываю, встреча наша длилась по четырёх часов утра: Анатолий Михайлович имел обыкновение работать сообразно ночам, его рабочий «день» кончался, когда теснее светало. Он немало говорил об испанской поэзии, демонстрировал достойные внимания эталоны испанской музыки, даже редчайшие пластинки с записями народного деревенского пения канте хондо. Гарсия Лорка предназначил этому жанру лекцию а также цикл стихотворений. Он был великолепно сладкозвучно одарён. – Этот год объявлен Годом Рф–Германии. Разговор 2-ух государств начался совсем издавна. Как это, по вашему мнению, воздействовало на русскую культуру? – Меж нашими странами есть совсем узкие связи, однако, как ни прискорбно, обоюдная деяния 2-ух народов была катастрофической, а также никогда из нашей памяти никак не изгладится ужасный эксперимент борьбы. Ежели говорить о моментах обоюдного культурного воздействия, то оно постоянно было совсем мощным. В XIX веке российские философы чрезвычайно увлекались поначалу германским идеализмом, а потом германским материализмом. Позволительно говорить а также о сильном воздействии германской поэзии (к примеру, Иоганна Вольфганга Гёте) на российских стихотворцев, также германской музыки на российских композиторов. Неслучайно Глинка хватал уроки в Берлине у известного преподавателя Зигфрида Дена. Числилось, что завладеть мастерством контрапункта в Германии – это означает добиться в музыкальном художестве верховного пилотажа. Большущее воздействие на нашу музыкальную культуру (в особенности XX века) оказал Иоганн Себастьян Бах. В год годовщины Баха Дмитрий Шостакович написал свои примечательные 20 четыре прелюдии а также фуги, как бы подражая Отлично темперированному клавиру. Это совсем ясное творение, классическое – сообразно собственной форме а также по-настоящему «баховское» – сообразно содержанию. Я размышляю, что связи меж 2-мя культурами необходимо непрерывно обнаружать, к ним необходимо непрерывно ворачиваться. – Вы теснее дважды нарекаете репутация большого российского композитора Шостаковича. Ваше положение к его творчеству какое-то особое? – Шостакович – наибольший российский автор. Ни 1-го композитора XX века я никак не поставил бы вблизи с ним, отсутствует ему одинаковых сообразно масштабу. Только дивно, что в Москве, в каком месте Шостакович прожил главную часть жизни, в каком месте он написал свои фаворитные фантазирования, по сих времен недостает монумента Шостаковичу. Я знаю, что Альянс композиторов прилагал определённые стремления чтобы, чтобы таковой монумент был сотворен, однако они никак не увенчались фуррором. Мне совсем хотелось бы, чтобы к 40-летию со дня погибели композитора (2015 год) в Москве возник монумент Шостаковичу, большому отпрыску российского народа. К тому же теснее установлены монументы композиторам наименьшего масштаба, к примеру Хачатуряну. – Кто из представителей российской культуры является для вас олицетворением духовного просветителя? – Я размышляю, что все наши большие писатели, художники, ком­позиторы были носителями духовных ценностей. В российской культуре XIX–XX вв. сохранялась массивная христианская струя, было мощное воздействие православия, невзирая даже на те гонения, которые рухнули на нашу Отчизну в XX веке, невзирая на напористое хотение богоборческой власти скопировать историю а также выморить религиозную сочиняющую из нашей культуры. – «Исповедь отпрыска века» – известный роман Альфреда де Мюссе. Какие творения российских писателей вы могли бы обрисовать как исповедь отпрыска века? – Таковых творений достаточно немало, ведь российские писатели а также стихотворцы в собственных твореньях открывали себя, собственный эксперимент, подлинно демонстрировали свою эпоху. Я мыслю, что «Герой нашего времени» Лермонтова – это классическая исповедь мужчину XIX века, в какой открываются все идеалы а также задачи той эпохи. «Евгений Онегин» – ещё одна исповедь, образ российского человека, лишённого высших эталонов а также поглощённого суетными, мирскими заботами. «Обломов» – также «исповедь». «Исповедь» Толстого – творение в приятелем жанре, однако снова же автобиографическое, со своей точки зрения мощное, раскрывающее истоки духовной катастрофы писателя… – Какой-никакой писательский содержание либо контент здорово потряс ваше фантазия в малолетстве? – В малолетстве я огромное колличесво читал, время от времени сообразно 500–600 страничек в день. Чтение сочиняло совсем означаемую часть моего внутреннего эксперимента, развития а также развития. Однако я мыслю, что ни один создатель на меня никак не оказал такового мощного а также глубочайшего воздействия, как Гарсия Лорка. Он был никак не элементарно одним из моих обожаемых стихотворцев, он был для меня стихотворцем номер один. Я достаточно многое в художестве принимал конкретно через призму его поэзии. Для меня он постоянно был а также остаётся прототипом чистой поэзии – поэзии, совсем лишённой какой-никакой бы то ни было идеологической перегрузки. Чуть позднее таковым же прототипом для меня стал Ван Гог – художник, кой всю находящуюся вокруг действительность преломлял через своё личное совсем яркое а также самобытное в`идение. Как а также Гарсия Лорка, он придавал находящейся вокруг действительности совсем особенное поэтическое а также художественное представление. – Перефразируя слова Эмиля Золя, «он никак не умел толковать, однако он знал, как необходимо строчить картины, – а также этого достаточно»? – что, что, как лишь художественное творчество делается на службу какой-нибудь идеологии, оно теряет наиболее важное – поэтическую сочиняющую. В этом значении художество само сообразно себе никак не идеологично. Фаворитные его эталоны были вдохновлены или религиозными идеалами, или тем внутренним миром художника, кой дозволял ему особенным образом преломлять действительность а также отдавать это людям. Когда читаешь вирши Гарсия Лорки, то наиболее обыденные предметы внезапно стают в совсем непредсказуемом, уникальном свете. А также ты элементарно через данную поэзию учишься принимать действительность этак, как её принимали стихотворцы, созидать то, что никак не следовательно невооружённым оком. – В чём же, по-вашему, занятие творцов? – Мне пришлось пару лет обратно побывать Овер, место, в каком месте Ван Гог провёл свои крайние 70 дней жизни. В этом городке а также в его окрестностях огромное колличесво мест, которые Ван Гог запечатлел на собственных полотнах а также которые фактически никак не поменялись с того момента. Вслед за тем стоит именитая церковь, а пред ней – щит, на котором автотипия картины художника с изображением той же церкви: поля в окрестностях Овера, изображённые художником, сохранившееся сооружение мэрии. Это совсем наставительный эксперимент, когда ты наблюдаешь объект в действительности а также этот же самый-самый объект в изображении художника – как бы преломлённым через его внутреннее в`идение. Я мыслю, конкретно в этом содержится высшее занятие стихотворца, художника, композитора. – Какое литературное творенье могло бы воодушевить вас на творенье большого музыкального фантазирования? – В крайние годы я писал музыку лишь на верующие сюжеты. Для меня родником воодушевления является Евангелие, которое легло в базу «Страстей сообразно Матфею» а также «Рождественской оратории», богослужебные тексты православной церкви, которые я раз в день читаю а также внимаю, участвуя в богослужении, также некие творения религиозной поэзии, к примеру, псалмы, которые я брал за базу симфонии «Песнь восхождения». – В музыке есть мнение «ритм». Он правдаёт чувство жизни. А каков ритм вашей жизни? Разрешено ли заявить, что есть некоторый ритм духовной жизни? – Ритм моей жизни наружной совсем напряжённый, он обяснен теми бессчетными повиновеньями, которые на меня возложены а также которые никак не разрешают мне обладать выходные, передохнуть, рассарделиться. Целый мой день по позднего вечера расписан сообразно часам. В таком темпе я существую теснее длинные годы, а также я к нему привык. Однако имеется ещё врождённый ритм, кой совсем принципиально беречь чтобы, чтобы уберечь внутреннюю целостность, присутствие духа, уберечь врождённый мир, так как когда человека происшествия жизни пробуют растаскивать сообразно частям, то хранить этот врождённый стержень а также врождённый мир – совсем принципиально. Врождённый ритм никак не совпадает с ритмом наружной жизни, кой просто может преступить внутреннюю гармонию. Основным средством для хранения внутреннего решетка а также внутренней тишины является, естественно, мольба. Мольба – то, что подсобляет нам, а также священнослужителям, а также мирянам, членам церкви никак не окунаться в суету, даже когда эта суматоха со всех сторон к нам подступает.