mta logo

МОЛОДЕЖНАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ АФИША

     
    

На границы добросердечна а также злобна - 1

На границы добросердечна а также злобна - 1

Спектакль «Р.Р.Р.» сообразно роману Фёдорвея Достоевского «Преступление а также наказание» в Театре им. Моссовета

Доминанта единой сцено­графической конструкции - петербургские мосты с фонарями. Сообразно ним идёт перемещение персонажей, с их опускаются на тротуары, заходят во дворы, дома, квартиры а также горницы. Жизнь многофигурного романа на сцене Театра им. Моссовета рассредоточена сообразно нескольким местам деяния, однако а также вкупе с тем соучастники драмы, даже никак не друзья друг с ином, этак либо по другому тесновато соединены меж собой. По поры никак не подозревая про то. Умопомрачительная механика – взаимосвязь людская через мучение, через малюсенькую удовлетворенность, через грех а также через освобождение от тягостного нравственного багажа за него. Тут большая фортуна спектакля Юрия Ерёгримаса. Тут им воспроизведены корпоративный нрав российской драмы, повальное воззвание а также расположение поровну тягостного греха а также его помилованья. Сопричаст­ность малеханького человека бытийным вопросцам, в переломный момент – его порыв на площадь с небольшими детками, чтобы раскрыться на людях, помереть вслед за тем от переполняющего душу мучения, как это готовит Светлана Ивановна. Либо вылезти на перекрёсток, начинать на колени пред людьми, чмокнуть землю а также заявить – я прикончил, как дает скудная Соня студенту Раскольникову. А также, естественно, через него, этого высочайшего мужчину, всё свита втянуто во взаимозависимость обстоятельств а также следствий. Даже никак не через него как этакого, а идею, зародившуюся в его благообразной голове. Мы в первый раз в театре Достоевского зрим, как мысль визуализирована в сценографии самого Ерёгримаса. На различных плоскостях, служащих в необходимое время экраном, наносится бегающий шрифт старинной пишущей машины, с буквой «ять». Буквы строчат, складываются в слова, те в предписания, а также они теснее – в Идею разрешённого убийства. Вот она, 1-ая материализация идеи богатыря про то, что укокошивать позволительно, если мишень высока. Семя романа этим приёмом поймано так зримо а также сразу элементарно, что воспринимаешь бегающий контент не столько инновационным шагом режиссёра (он обожает технику на сцене, вспомним его ростовский «Аэропорт», являвшийся для собственного медли, 1980-х, театром неосуществимого). Внешний приём тут отзывается новизной содержательной. Как в театре представить появление идеи, никак не облечённой в звучащее словечко, лишь вынашиваемой, правда ещё таковой – созревание убийственного плана? Как опредметить внутренние споры, обоснования а также извинения фатального шага? Традиционно через словечко, телесное деяние, расположение, атмосферу, музыку а также т.д. Процесс, захватывающе увлекательный у Достоевского, держащий в напряжении а также читающего а также глядящего теснее более века, никак не слабнет, быстрее, наращивается год от года. А также сцена продолжает находить варианты объёмной темы. Посадка членится на две части – грех а также возмездие. Подъезд режиссёра практически декларативен, в некий ступени рационалистичен, только дозволяет капать в подходящем направленности нашему внутреннему следствию. 1-ое деянье так динамично а также густо «застроено», что настоящие люди, подчинённые данному ритму а также движению, в нём некоторое количество теряются, никак не успевают что-то о себе рассказать. Чаще напротив: контент создателя, роняемый усердно, с верой на полноту раскрытия, в конце концов текстом а также остаётся, погребает перед собой живое формирование спектакля. В «Р.Р.Р.» же устремляешься забежать в личико людям, в особенности этому мужчине, зашифрованному в трёх буквах – Родиону Романовичу Раскольникову. Однако люди а также он по поры уклоняются, очень быстро уходят от общения в свои мизансцены, практически растворяются в непрерывно передвигающемся пространстве. Здесь 1-ый а также, может быть, основной недостаток спектакля. Он в некий ступени компенсируется к концу, в разделе «наказание», вслед за тем персонажи получат наиболее протяжённые моменты для прямого общения а также самораскрытия. Детективный содержание как бы притормозит бег – наиболее ужасное совершилось, 2 удара топора, оставленного дворником, рухнули на головы жертв, а также приспособление убийства возвратилось на местечко, вонзилось в бревнышко... А также начнётся последствие сообразно занятию, в которое мы втянуты. А также тогда мы приглядимся к герою – его играет Алексей Трофимов (отпрыск Александра Трофимова, также Раскольникова из известного в своё время «Преступления а также наказания» Юрия Любимова в Театре на Таганке). Его притягательность спорит с его кровавым поступком, практически неописуемым; его трогательное неведение жизни а также стремительный слом наиболее достоверны а также указуют на раннюю, ещё никоим образом никак не сформированную позицию а также нрав идейного, этак заявить, бойца со злобном а также современного мыслителя. Порфирию Петровичу никак не сочиняет особенного труда «расколоть» этот псевдоним «Р.Р.Р.». Следователя представляет Виктор Сухоруков а также готовит это только на сосредоточении игрового, часто юмористического. Он готовит это профессионально, совсем технично, нежданно. Только веселья это никак не прибавляет, оттого что таковой Порфирий как оказалось никак не столько мудрым истоком интеллектуальной драмы, насколько его игровым, практически трюковым истоком. Как этак? Ежели никак не Порфирий, то кто никак не подвигнет, спровоцирует намеренное сожаленье Раскольникова? Вы произнесете, любой в мерку – Соня, Дуня, мама, Светлана Ивановна, Митя Разумихин, эпизодический красильщик, теснее всех былой к месту правонарушения. Однако Соня до этого всех. В романе – правда, она несчастная, богомученица, принявшая мучения никак не за одну себя, однако а также за находящихся вокруг, читающая Евангелие а также черпающая из него высоконравственную силу. В спектакле – отсутствует. Тут мы встречаемся с недомером внутреннего состояния (у актрисы Анастасии Прониной), с недомасштабом, о котором в другие эпохи на этой сцене речи бы никак не шло. Порфирий Сухорукова практически шутя проходит через спектакль а также оставляет, поэтому, его протагониста а также остальных фигурами никак не необыкновенными. А целый вариант никак не возмутительным, однако полностью уголовным. А также лишь. Для романа перед заглавием «Преступление а также наказание» а также для наших ожиданий от новой версии его чтения этого не много. Этот роман так никак не проговаривают. Быть может, тут отразилась новизна подходов – никак не помещать морализаторством, никак не течь в пафос осуждения, поручить созерцателям новости личное искреннее следствие, никак не расставляя наиболее резких выговоров, на гранях блага а также злобна а также пр. Знаменитые инсценировки давали достаточно похожий распорядок разговоров а также сцен. Ерёмин сбивает ожидания, берёт из текста Достоевского немало такого, что раньше на сцену никак не выводилось, быстрее, спускалось как боковое, никак не означающее, периферийное. Отсутствует чтения Евангелия а также длительных дискуссий Раскольникова с Соней; недостает скандала с Лужиным на поминках сообразно Мармеладову, когда его бесчестная суть делается в особенности ясна; отсутствует разговоров с самим Мармеладовым, отсутствует их несчастных деток, недостает ни Амалии Карловны, ни Лебезятникова. А также т.д. Обновление восприятия текста а также его образов, непременно, приметно а также оценено нами. «Старая ведьма Алёна Ивановна» совсем никак не древняя ещё, напротив молодящаяся, кокетливая стерва в чернобурке а также с бокалом шартреза, объединяет в себе здравый грабительский расчёт а также распорядок в делах с кокетством а также, может быть, скрытым пороком (Юлия Чирко). Отлично, что всё ибо'льшее смысл получает в наше время Дмитрий Разумихин (на сцене а также на экране); желая, опять-таки в выполнении Андрея Смирнова, он элементарно приятный, с отличительными чёрточками юноша, но не «абсолютно красивый человек», которого находил беллетрист а также кой бы мог при другом, наиболее пристальном чтении собрать ещё одну добронравную кандидатуру «Р.Р.Р.» Условно нов Свидригайлов – в забаве Александра Яцко доминируют призыв плоти, его влечение к Дуне (Анна Михайловская), которую он, как ему видится, как-то «взволновал». А также он прямо повторяет попытку. Более он никак не желает ничто. Он умышленно деидеологизирован, ему никак не приписано инфернальных черт российского чёрта а также особенных искренних бездн. Катерину Ивановну играет Нина Дробышева – а также чем-то ушедшим, отдалёким веет от её гласа, какое-то эхо в её интонациях, когда она перебирает в памяти былые победы на раутах, пред губернаторами а также генералами, добропорядочными дамами а также кавалерами. Однако в данный момент этого прошедшего даже некоторому поведать, стоя на мосту в предсмерт­ном сумасшествии. Одинокая а также надрывная слабость героини Достоевского сообразно контрасту ещё наиболее обостряет общую делему новой работы театра им. Моссовета – неименье объёма, кой бы сам собой заполнил режиссёрскую конструкцию, одухотворил перемещение механизма единым а также острым психологическим переживанием катастрофы. Итак, «стань на перекрёстке, поклонись, поцелуй поначалу землю, которую ты осквернил, а позже поклонись всему свету...», эта именитая искупительная выдумка, видится, никак не произносится Соней. Однако заместо никак неё герой берёт на пакши даму как малюсенькое дитя а также идёт через железную вязь решёток. А они вертятся на запущенном театральном кружке, изменяются их ракурсы, свет. Вослед ему, либо навстречу, либо попутно – как бы изо всех петербургских щелей являются живые а также мёртвые герои романа. Все они, кого он прикончил; и другие, кого никак не прикончил, однако их остальные уничтожили; либо они уничтожили себя сами; либо уничтожили свою душу... Одним словом, «все жизни, все жизни», раскиданные сообразно месту романа-спектакля, вышли сопровождать юношу, теснее никак не анонима «Р.Р.Р.», а скудного Родю на его крестный путь. Ерёмин обходится без креста, а также даже без его узнаваемого вида. Он уводит богатыря с Соней на руках в неясную театральную глазом не окинуть – клубится дым сообразно полу, сверху опускается некоторый белоснежный шар, раскачивающийся, как маятник. А также вся деяния, начавшаяся документально, смещается из настоящего треволнения в абстракцию. Некоторое количество выразительно, даже наставительно, но несмотря на все вышесказанное ясно. Мировое злобно разрастается из души 1-го. Мировое добросердечно – еще. Вот в чём на этот раз поэтичный апофеоз «Преступления а также наказания», оказавшийся недалёким нам.