mta logo

МОЛОДЕЖНАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ АФИША

     
    

Духовная задача - 1

Духовная задача - 1

Владимир СОРОКИН Я предузнал мой жребий, мой конец А также тоски ранешняя на мне печать… М.Ю. Лермонтов «Жребий мой - Иисус» Гербовый девиз рода Лермонтовых

Лермонтов – «явление российской магической действительности», считал Александр Блок. Раз так – никакие сенсационные открытия «лермонтоведения» никак не имеют все шансы отнять личность стихотворца ореола загадочности. «Остаётся «провидеть» Лермонтова» – как а также предлагал наиболее 100 годов назад Блок. «Но ещё лик его тёмен, далён а также жуток. Охото нескончаемого беспристрастия, пусть разумных а также тонких, только бесплотных догадок, чтобы никак не «потревожить приятный прах».

Сообразно правильному наблюдению Даниила Андреева, Лермонтов вошёл в историю российской словесности как пиит с незавершённой миссией вестничества. «Вестник – есть тот, кто, будучи воодушевляем даймоном, правдаёт людям ощутить через образы художества… высшую истину а также свет, льющиеся из миров иных» (Д. Андреев). Без активный связи с «мирами иными» художественное творчество вырождается в вздорное, натуралистическое дублирование нашего бедного «серединного мира», кой сам сообразно себе, за пределами контекста божественно-космической жизни, имеется, сообразно выражению семнадцатилетнего Лермонтова, менее чем «ком грязи». Потому он а также никак не слишком дорожил земным бытием-в-мире, ещё наименее – собственным расположением в нём, осознавая себя «гонимым миром странником», созданьем «не от решетка сего». Перечисленный даймон сопутствовал ему в протяжении всей его недолгой жизни. Пиит так сжился с этим воодушевлявшим его духовным истоком, что иногда отождествлял с ним своё сокровенное «Я», свою неизвестную ни недалёким, ни приятелям титаническую суть бойца, осмелившегося на противостояние «воле рока», на противоборство с свирепым фатумом. Об этом основное творение Лермонтова – «Демон», над коим он работал более 12-ти лет, т.е. практически всю свою творческую жизнь. Из современников к разгадке его одарённости теснее остальных подошёл В.Г. Белинский, писавший В.П. Боткину опосля встречи с арестованным стихотворцем (за дуэль с «салонным Хлестаковым» Барантом): «Глубокий а также сильный запах! Как он правильно глядит на художество, какой-никакой глубочайший а также чисто конкретный привкус изящного!.. Любое его словечко – он сам, вся его природа, во всей глубине а также единства собственной. Я с ним робок, – меня нажимают такие целостные а также полные натуры, я пред ними благоговею а также смиряюсь в сознании собственного ничтожества». А также 2-мя годами позже – теснее опосля смерти стихотворца – о нём же: «Львиная природа! Ужасный а также здоровый запах!.. «Демон» сделался фактом моей жизни, я твержу его остальным, твержу себе, в нём для меня – миры истин, чувств, красот».

Видится, всё произнесенное стихотворцем прочитано, перечитано а также истолковано со всех вероятных точек зрения а также восстанавливать беседа о его творениях, никак не повторяя издавна знаменитое, нереально. А что ежели недосказанное в его поэзии главнее произнесенного? Какую известие он нёс собственному поколению а также отпрыскам? Что предсказывал? О чём пророчествовал? Остаётся ли его творчество а также для нас – опосля полуторавековых литературоведческих изысканий – настолько же тревожащим а также слепящим, каким оно было для Виссариона Белинского? Либо сейчас –