mta logo

МОЛОДЕЖНАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ АФИША

     
    

Начинался хор с Мордасовой - 1

Начинался хор с Мордасовой - 1

Домик Ивановых размещался на отшибе, неподалёку от жд станции посёлка Анна. Здесь теснее улицы по определению а также никак не было (сейчас это улочка Транспортная, терем № 11. - В.С.). Хатка этак себе – как а также большая часть довоенных строений: глиной мазанная, с маломерными оконцами, скрытая соломой. Зимушка с 40 другого на 40 3-ий год лютовала неимоверно. Морозы перед 30, снега наметёт столько, что а также дверь никак не раскроешь. Позже творец а также художественный управляющий Воронежского хора Константин Ираклиевич Массалитинов говорил: «Расположились мы около станции, у Анны Ивановны Ивановой. Супруг её на фронте… Я, директор хора Рогинская, баянист Яков Топорков, балалаечник Пётр Стариков, хористка Мария Мордасова стали жить кто на кухне, кто в горнице у хорошей владелицы…» – Правда это ж всё происходило в нашем доме, на моих очах, – говорит Татьяна Васильевна Иванова. – Константин Ираклиевич в эвакуации в Борисоглебске столкнулся с Петром Стариковым, которого он ещё по борьбы знал как усердного музыканта-профессионала. Вот они а также приехали зимой 40 другого в Анну, чтобы создавать Воронежский хор. В количестве первых была а также Мария Николаевна Мордасова. Пришли они к нам на постой. Не забываю, что Массалитинов с Рогинской дремали на полу перед столом, а Мордасова а также Стариков – на печке. Перед голову клали катанок, а укрывались стариковской шинелью. Скоро а также хозяйка Татьяна Васильевна – Оленька – стала играться на балалайке в хоре. А вышло ах так. Прознали Рогинская а также Массалитинов, что она «балуется» на гитаре, а также предложили ей осваивать балалайку: – Здесь ещё Мордасова а также Стариков подключились: «Не боись! – со хохотом в голос сообщили. – Мы тебе несомненно поможем. А не то ведь хору крайне нужен ансамбль народных приборов. Вот а также будешь в количестве его первых музыкантов». Этак я а также влилась в Воронежский хор. В Анну она приехала из Воронежа, в каком месте ещё по борьбы сверкала в хоре швейной фабрики «1 Мая». Тогда с Мордасовой объявились в районном посёлке ещё 3 соучастника фабричного хора. Посреди их была а также Варя Дворникова. А вот истока свои выступления в хоре Мария Николаевна в дуэте с Анастасией Кузнецовой. 1-ый их кооперативный номер именовался «Подружки». Их «Подружки» на концертах водили шуточный беседа частушками, могли а также перебранку уладить. Этакие деревенские товарки, коим палец в уста никак не поклажи… Репетиции проходили в местном Доме Рекомендаций на другом этаже. Целый февраль, март а также апрель 40 третьего. Холодина в помещении – жуткая. Мордасова на месте никак не усидит, всех растормошит, заведёт. «Песней нужно греться, песней!» – лишь а также слышали от никак неё. А, посещало, затащит кого-нибудь ходить к зенитчикам. Напрямик у дома Ивановых стояли четыре зенитки. Когда-то на первых концертах из зала выкрикнул мальчонка: – Тёть Маш, а ты в землянке у зенитчиков иную песню напевала. Не забываешь, какую? Мария Николаевна никак не сконфузилась: – Не забываю, Володя. Правда я их столько знаю, что а также в сундуке, а также в малеханькой телеге всё никак не увезёшь. – Истина?! – Никак не шучу. Вот прослушивай. А также Мордасова запела новенькую песню. Данную историю мне рассказал тот самый-самый мальчонка Володя. Владимир Владимирович Савенков, он издавна теснее зрелый человек, у него теснее у самого потомки. А вот деяния эта осталась в памяти на всю жизнь. В Воронежский хор Мордасова пришла никак не с порожними руками, а с богатейшим репертуаром. Вот оно что она хозяйка говорила: «Мама мне цельный ящик песен передала в имущество. Я с юношества посреди песен, как в саду. А напевать для меня было в том же духе природно, как дышать. Мир казался заполненным музыкой: в лес войдёшь – а также услышишь, как рождается утро, как пробуждаются а также шепчутся деревья, как перекликаются пернатые певцы… С песней а также любую работу делала: девчонкой подсобляла дома сообразно хозяйству, прогуливалась с матерью в поле, на сенокос, высаживала юные ёлочки на лесном кордоне, в каком месте мы жили. Подросла – стала дояркой, потом бригадиром полеводческой бригады. В особенности я гордилась, когда расхваливали за роль в художественной самодеятельности – напевала поначалу в школьном хоре, потом в хоре сельского клуба. 1-ые в жизни башмаки, не забываю, достались мне в презент за удачное выступление в концерте!» В хоре они пара – с первых дней. Пришли практически сразу. Поэтому Массалитинов их сразу стал грузить сообразно совершенной програмке в значении каждых организационных дел. Вот а также фольклорист а также краевед Григорий Иванович Дорохов в книжке «Воронежские певцы», изданной аж в 1948 году, подмечает: «Мордасова, Мельников а также остальные направились в районы области звать певцов в творимый хор». Года 3 обратно, еще вот в стылые зимние дни, засиделся я когда-то в гостях у Анатолия Семёновича Мельникова. – А отчего Мария Николаевна обращалась к вам никак не по другому, как «землячок»? – Этак пара мы с тамбовских краёв. Она с малеханькой деревеньки Нижняя Мазовка. А вблизи было огромное деревня – Черняное, куда она а также бежала на спевки в аграрный хор. Сам я домрист. Закончил воронежское музучилище по борьбы сообразно классу знаменитого преподавателя Павла Ивановича Крутова. Однако не считая домры – обожал жалейку. Мария Николаевна, когда прознала о моём другом музыкальном пристрастии, сходу ухватилась: «Давай-давай, Толя, жалейка – она звучит аппетитно. Что-то имеется в её звуке романтическо-таинственное». Этак а также произнесла. Поэтому а также запомнилось это необыкновенное сопоставление. Длинно хранилась у Анатолия Семёновича целая сбруя жалеек, дудочек, свирелей, которые он сам смастерил из коровьих рогов а также камыша. В Черняное она обожала наведываться. Все здесь её знали, обожали совсем а также гордились ею. Ещё бы, глобальная известность шла сообразно пятам за Мордасовой. Сценарист телевизионных кинофильмов Валентина Никитина в конце 70-х истока вкалывать над кинолентой «Завтрашние заботы». Задумала она поведать о хоре села Черняное. – А навела меня на данную затею Мария Мордасова, – упоминала Валентина Яковлевна. – Поведала мне о черняновском сельском хоре, в каком она напевала а также с коим постоянно поддерживала ассоциация. От никак неё я услышала а также про то, отчего деревня Черняное этак именуется. «Говорят, сообразно чёрным ягодам черёмухи, – разъяснила Мария Николаевна, – которые окрест в богатстве произрастали». А также ещё от Мордасовой услышала фразу, которая в незамутнённой собственной ясности прилегла в сценарий: «Хор никак не элементарно хор – это ведь отображение народной жизни». Поэтому а также прожила я в Черняном никак не один месяц, стала усердной селянкой, со почти всеми сдружилась. Вдруг подфартило нам: в родное Черняное приехала народная музыкантша Мария Мордасова. Практически ежегодно приезжала она сюда а также постоянно на сельской площади с черняновским хором напевала. Естественно, обитатели огромного села от мала по велика намереваются тут. А также на этот раз этак было. А в репертуаре хора имеется давний вальс «Амурские волны» (офицером российской армии, тамбовчанином, нацарапанный). Напевал черняновский хор. Все хористы праздничные, в красочных костюмчиках. Звучал давний вальс: …это герои почивают, Это герои российской земли, Родины отважные сыны. Внимали песню обитатели села. Мы снимали на камеру. Личика, личика… Почти всех я теснее знала. Здесь а также Павлов, а также Религия Алексеевна (соотечесвенники М.Н. Мордасовой. – В.С.), а также десятиклассники, а также их предки. У края торопливо сбитого помоста – летней танцплощадки – сгрудились совершенно небольшие детки, глядят кверху на напевающих, прослушивают. А также большим расписанием – личико Мордасовой. Одухотворённое, какое-то просветлённое. А также опять мелькнула тогда у меня в памяти мордасовская выдумка: «Хор – никак не элементарно хор. Это ведь отображение народной жизни». Зеленева – из Анны, голосистая, а также поэтому сам Господь повелел ей придти в хор. Этак а также вышло. Она ещё среднее учебное заведение никак не закончила, а бумаги принесла К.А также. Массалитинову в Воронежский хор. С Мордасовой они сдружились сходу. – Мне Мария Николаевна была как старшая сестра, – говорит Зеленева. – А также порекомендует, а также подскажет, а также одобрит. А что если а также пожурит, то по-доброму, по-сестрински, что никак никак не грустно было. Мордасова написала уйму песен а также частушек. Она никогда никак не была свободна от сочинительства, оно её практически преследовало. А также ежели родившуюся в гастрольной поездке строку либо четверостишие никак не могла здесь же вписать из-за неимения карандаша а также бумаги, бегала в гостинничный номер а также быстро-быстро записывала, побаивалась, что «строчка невозвратно улетит». А ещё она постоянно на гастролях отправлялась на рынок, ежели Воронежский хор выступал в райцентре, либо совершала подворный отвод старушек-песенниц, ежели приезжала с концертом в далекое деревня. А также записывала тамошние стародавние песни, частушки. Непременно отмечала, от кого она записала новенькую песню. Вся государство знала о собирательстве Марии Николаевны, поэтому а также летели к ней в Воронеж письма с частушками, прибаутками, побасенками. Их у никак неё в квартире набирались полные мешки. …Немало лет они были недалёкими подругами – Мордасова а также Зыкина. Даже сословие Богатыря Социалистического Труда им присвоили в один день. Зыкина приезжала в Воронеж когда с концертами, а когда так – в краски. Посиживали дома у Марии Николаевны, пили чай со свойскими пирогами. Угощала владелица гостью а также собственным обожаемым угощением – квашеной капустой с мётерем. В один из таковых приездов Зыкина поведала Марии Николаевне про то, как Юрий Гагарин выразил хотение прихрять в Воронеж а также вкупе наступать её частушку «Прилететь бы, порыскать туфли межпланетные»… – А что, – улыбнулся тогда Юрий Гагарин, – давай махнём в Воронеж, гармонь пойму. Вот концерт станет – Мордасова, Зыкина а также… Гагарин! Вздохнула Мария Николаевна: «Не наступать нам таковым трио, Юры-то нет»… Не так давно я встретился с Верой Павловной Бедневой, которая также с первых дней сотворения Воронежского хора в нём напевала. Рассказал я ей об летописи, которую как-то мне говорила Людмила Георгиевна Зыкина. – Вот эти наиболее мониста для Марии Николаевны делала моя мать – Матрёна Васильевна. Крепальница она была восхитительная. Мордасова никак не могла нарадоваться на такую красу. Посещало, придёт к нам домой на примерку – а также от зеркала никак не отступает. «Ну, Матрёна Васильевна, – произнесет моей маме, – золотые у тебя пакши. Угодила ты мне, угодила!» …Мордасова теснее тяжело недомогала. Ни с кем никак не встречалась, на телефонные звонки никак не отвечала. Зыкина приехала в Воронеж с концертом. А также напрямик с поезда вульгарна её проведать. Правда этак целый день по вечера а также просидели вкупе. Позже, когда Людмила Георгиевна вышла на сцену, обратилась в зал: – К вам я пришла напрямик от Марии Николаевны Мордасовой. Спела она мне «Как на дубочке голубчики сидят». Напевала чисто, я бы произнесла, вдоволь. Как будто восхищалась всякой ноткой, фразой, одним словом. На первый взгляд а также её заболевание отступила. Я посиживала практически заворожённая. Большая она хористка… В юбилейной програмке, которую Воронежский муниципальный отвлеченный российский всенародный хор подготовил к собственному 70-летию, звучит а также песня «Иван правда Марья». А написана она в память о Марии Мордасовой а также её бессменном баянисте а также супруге Иване Руденко.